Любые шаги к Просветлению закрепляются за счет глубокого уяснения двух видов пустоты. Первый — это коренное воззрение, которому учил исторический Будда 2550 лет назад. Оно совершенствуется, когда все лучше понимаешь, что не существует никакого «я» или «самости» как вечной сущности. Все, что переживается как личностное, будь то тело, мысли или чувства, обусловлено и непостоянно.
Внешний мир непрерывно меняется, и то, что переходит из одной жизни в другую, при этом принимая себя за «я», есть просто иллюзия эго; она скрепляет воедино наш поток впечатлений и тенденций, пока мы не достигнем того уровня, на котором эта функция перейдет к глубокому и стойкому желанию приносить благо существам.
<...>
Когда придет такое понимание, мы перестанем быть все время на мушке. Больше не будет мысли: «Они все против меня!» — или: «Я не заслужил этих мучений». Вместо этого мы будем наблюдать: «Вот ситуация, называемая страданием». Но мы уже не мишень, в этом нет ничего личного. Мы просто замечаем, что незнание причинности приносит боль. Пытаясь получить то, что хочется, избежать того, что не нравится, удержать то, что имеешь, и приспособиться к тому, от чего невозможно уклониться, никогда не получишь ни пользы, ни удовлетворения. Из позитивных семян получатся приятные плоды, а вредные приведут к страданию. В этом вся простота обусловленного мира.
Лама Оле Нидал. Передача в тибетском буддизме. Часть 3